Dmitry Zernov (poza) wrote,
Dmitry Zernov
poza

Categories:
Фёдор Сваровский / «Бой при Мадабалхане»

Что просится?

Сюжет 1: Меха
Первое, пожалуй, то, что автор остроумно ввёл в отечественную поэзию и успешно эксплуатирует эстетику многосерийных японских мультфильмов. Если точнее, то аниме-меха. Далее подразумевается дискуссия о том, что на самом-то деле, это не аниме, а манга. Эта дискуссия разветвляется на 1) обсуждение динамики/статики: напечатанные на бумаге манги вроде бы и статичны, но ведь их смысл, как и любых других комиксов, в передачи движения, в эпизоде за эпизодом; 2) но, может быть, и на разговор об элитарном и массовом: манга являясь менее доступным, чем её анимационное детище, с большей вероятностью станет предметом культа, как, например, произошло с американскими комиксами. Или, например, более поверхностное, но социально заострённое обсуждение того, как ловко автор уловил веяние момента и показал блеск и нищету современного сознания и, прежде всего, российских подростков, находящихся в зависимости от этих самых вредных японских телепузиков. И эта дискуссия разветвляется, и следующая, и следующая. Можно приплести фрагментарное сознание, можно поговорить о сериальном мышлении. За последнее, кстати, можно немножко зацепиться, раз уж сам автор даёт читателю подсказку относя свои стихи к «новоэпической поэзии». Хотя, пожалуй, это не совсем эпос. Вернее, эпос (как совокупность повествовательных произведений, объединенных общей темой и т.п.), но транспонированный в сериал.
Цитата:
Дело тут, думается, в специфике жанра: всё-таки роман очень трудно «втиснуть» в двухчасовое экранное действо, а формат телесериала – как раз то, что надо. Можно спокойно,, не торопясь рассказывать истории разных персонажей. Можно грамотно чередовать напряжённые сцены с теми, что снимают напряжение. И, главное, не возникает соблазна вставить какого-то героя или сюжетный поворот без достаточной сценарной мотивации, только потому, что он был в литературном оригинале.
(Александр Ройфе. Как Волкодав Волкодавом стал // Если. – 2007. – № 7. – С. 136.)


Сюжет 2: Межгалактическое
Что ещё просится? Просятся аналоги. И сразу появляется Андрей Родионов с его не менее космическими приключениями. В действительности, сравнивать Сваровского с Родионовым, это как сравнивать «Призрака в доспехах» от Мамору и «Тецуо…» от Тсукамото (раз уж в самом начале япончиков заявили): и то и другое вроде как о мертвом-живом, но, как в скабрезном анекдоте по Петьку и Васильиваныча, есть нюансы.
Казалось бы похожие финалы – «Бой при Мадабалхане» Сваровского и «Меня разбудил человек в форме…» Родионова – и в том и в другом тексте герой понимает, что всё выше – это лишь пьяный экспириенс, однако, если герой Родионова несказанно ликует своему возвращению в реальное, то герою Сваровского сон предпочтительнее обрыдлой действительности. Но о снах больше не хочется, ибо ещё до Борхеса был Лермонтов с полдневным жаром в долине Дагестана, которого и Сваровский и Родионов так остроумно обыгрывают.
Но всё-таки в Сваровском больше лирической нежности, чем в Родионове. Родионов в своём межгалактическом безумии злее, зато Сваровский – безысходнее. Конечно же, можно возразить, что иномирье Вовы гораздо притягательное, чем то, куда попал лирический Я Родионова, всё-таки потерять сервоприводы нижних конечностей во время межгалактической битвы куда заманчивее, чем жрать инопланетное говно. Но возражение не принимается, ибо, как своевременно замечал Холин:
Война
Из-за говна
Термоядерный шквал
Бушевал
Четыре
Года
Где-то в живых
Осталась
Бледная сперахета
Этого достаточно
Для продолжения
Рода


Сюжет 3: Вакуум
Вернее, не вакуум, а Пыль, хотя бы в связи с тем, что Воздуха, темой номера которого стали тексты Фёдора Сваровского я ещё не читал.
Знакомый рассказывал, что на его варианте DVD с «Пылью» Лобана, купленном в том же магазине, где и мой вариант диска, есть в качестве бонуса короткометражки, самая шикарная из которых та, в которой герой самозабвенно кувалдой разбивает телевизор. Не знаю, насколько это правда, но почему-то вдруг захотелось здесь об этом написать.
А ещё захотелось начать с финала фильма, где звуковой дорожкой проходят небезызвестные «Мы ждём перемен», параллельный сурдоперевод которых – перевод более чем просто текста одно время культовой песни. Ибо сурдоперевод – зеркало, а зеркало есть декорация.
Так и большинство космических текстов Сваровского – инопланетные декорации обрыдл действительности. Не другая реальность, а именно какие-то яркие, красочные, но декорации. Декорации, которые в любой момент могут разрушиться как карточный социум из «Алисы в…». Поэтому никакие это не роботы, никакие не киборги, а муляжи, игрушечные трансформеры, детские игрушки.
Станет ли собирающий в самом начале игрушечные пистолетики Алёша суперменом, не станет, но если и станет, то защищающим какой-нибудь Юпитер супергероем, которому, чтобы он не сошёл с ума пришлют с базы на Марсе каких-то кукол, мягких игрушек, и – круг замкнётся. Ибо:
(пусть то, что ты любишь,
встретит тебя за гробом
– про себя произносит робот)

я
сломанный динозавр
медведь
и
рисовая
собака
(«Монголия»)


Сюжет 4, имеющий лишь косвенное отношение к трём предыдущим
Я долго ломал голову над тем, почему именно Сваровский и Ровинский стали провозвестниками нового направления в русском стихосложении. Речь, конечно же, идет о «новоэпической поэзии», которой посвящён предпоследний «Рец». А потом вдруг на ум пришёл эпизод из первого «Ночного сторожа» от Оле Борнедаля, где подвыпившие герои фильма разбивают пивные бутылки о символ Копенгагена статую Ганса Христиана Андерсена. По статуе в фильме видно, что это для датчан уже стало традицией.
Редакторы не включили в состав "новоэпического номера" журнала РЕЦ самих себя (из скромности), тексты Кирилла Медведева (согласно его духовному завещанию), а также еще нескольких замечательных эпических поэтов, о которых они просто забыли. Простите нас. …
Арсений Ровинский, Копенгаген
Федор Сваровский, Москва




Ссылки на космическое:
Родионов http://poza.livejournal.com/247905.html
Голобков http://poza.livejournal.com/247260.html
Холин http://poza.livejournal.com/245327.html
Tags: о стихах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments